Официальный сайт МДОУ № 9-0 г. Кемерово - публичный доклад
Главная | Регистрация | Вход | RSS |  Версия для слабовидящихПонедельник, 22.07.2019, 12:17


Меню сайта
Форма входа

Поиск



публичный доклад

Публичный доклад руководителя МБДОУ № 9

«Детский сад компенсирующего вида»

за 2018 год

Доклад заведующего МБДОУ № 9 «Детский сад компенсирующего вида» за 2018 год. Данный публичный доклад – средство обеспечения информационной открытости и прозрачности работы Цель настоящего доклада – обеспечение информационной основы для организации диалога и согласования интересов всех участников образовательного процесса, информирование общественности, прежде всего родителей (законных представителей) об образовательной деятельности, основных результатах функционирования учреждения, проблемах и направлениях его развития. Настоящий доклад подготовлен на основе контрольно-аналитической деятельности ДОУ за 2018 учебный год. Общие характеристики образовательной организации Полное наименование МБДОУ: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 9 «Детский сад компенсирующего вида». Сокращенное наименование: МБДОУ № 9 «Детский сад компенсирующего вида». Организационно-правовая форма МБДОУ: муниципальное бюджетное образовательное учреждение. Тип МБДОУ: дошкольное образовательное учреждение. Лицензия на осуществление образовательной деятельности: №14121 от14.11.2013 г., срок действия – бессрочно. МБДОУ № 9 «Детский сад компенсирующего вида» является юридическим лицом, расположен по адресу: 650025, г. Кемерово, ул. Чкалова, д. 9. ДОУ функционирует в круглогодичном цикле, в режиме пять дней в неделю. ДОО ведет основное и дополнительное образование. Количество кружков дополнительного образования зависит от социального заказа родителей. В ДОУ в 2018 учебном году функционировали: 4 группы двенадцатичасового (полного) пребывания в режиме пять дней в неделю с 7:00 до 19:00, из которых все группы- для детей с нарушением зрения.

Управление ДОО осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом на принципах единоначалия и самоуправления. Управляющая система состоит из двух структур, деятельность которых регламентируется Уставом ДОУ и соответствующими положениями: непосредственное руководство – заведующий ДОУ самоуправление: общее собрание работников, совет трудового коллектива, педагогический совет (совет педагогов), родительский комитет. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления ДОО установлены Уставом образовательной организации. Заведующий ДОУ: Кононенко Ольга Васильевна. С 2014 года ДОУ работает в соответствии с Программой развития МБДОУ № 9 на 2014-2019 годы. Основная цель программы: обеспечение доступности качественного дошкольного образования для детей, проживающих в городе Кемерово, коррекция зрительной патологии.. Задачи программы развития: Обеспечение доступности дошкольного и дополнительного образования. Обновление содержания образования и педагогических технологий через введение ФГОС дошкольного образования. Образовательная организация имеет свой сайт, электронную почту (mdou-9-0@mail.ru),телефон :75-88-12.

Особенности образовательного процесса

ДОУ работает по программе, разработанной на основе программы «Развитие» под редакцией Булычевой А.И. и коррекционной программы для детей с нарушением зрения с амблиопией и косоглазием После вступления в силу закона РФ «Об образовании в РФ» и Приказа Минобрнауки №1155 образовательная программа приведена в соответствие с ФГОС ДО. Образовательный процесс построен на комплексно-тематическом планировании. Написаны авторские парциальные программы: «Сенсорное воспитание», «Мир глазами детей», «Корригирующая гимнастика» и другие. Приоритетным направлением деятельности ДОО является охрана и укрепление здоровья детей, коррекция зрения. Данная цель достигается не только путем создания здоровьесберегающей среды сада, которая подразумевает психоэмоциональное благополучие ребенка и полное оснащение образовательного процесса, но и внедрением здоровьесберегающих технологий. К ним относятся как хорошо известные физкультминутки, динамические паузы и бодрящая гимнастика после сна, так и самомассаж, упражнения для глаз и дыхательной мускулатуры, психогимнастика и релаксация, упражнения для коррекции и профилактики плоскостопия, которые проводятся в групповых комнатах и на прогулке. Ребята занимаются физической культурой с большим удовольствием. Так же в ДОУ работает учитель - логопед с детьми с нарушением речи. Коррекционную работу с детьми проводят учителя – логопеды, учителя-дефектологи, педагог- психолог, медсестра –ортоптистка ,врач- офтальмолог и другие специалисты. ДОУ в 2018 году сотрудничало с организациями культуры, научно-методическим центром города, а так же с организациями, обеспечивающими здоровье и безопасность участников образовательного процесса (поликлиники, ОВД, ГИБДД, пожарная часть).

Взаимодействие с семьёй

Цель: педагогическое просвещение родителей и вовлечение их в образовательно-воспитательный процесс. Сотрудничество с родителями строится с учётом того, что социализация ребёнка осуществляется, прежде всего, в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений. Педагоги активно вовлекали в образовательный процесс родителей воспитанников, проводили совместные мероприятия, конкурсы, организовывали выставки, шло общение через сайт ДОУ. При взаимодействии с родителями мы стремимся к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка. Работа с родителями в течение учебного года планировалась и осуществлялась по следующим направлениям: Создание презентационного имиджа ДОУ. Обновление банка данных о семьях. Изучение нормативных документов. Мы можем сказать, что в нашем саду реализуются возможности участия в образовательном процессе всех его участников. МБДОУ осуществляет координацию в воспитании, обучении и оздоравливании детей с их родителями, которые участвуют и помогают в организации и проведении мероприятий, режимных моментов.

Условия осуществления образовательного процесс

В ДОУ имеется материально-техническая база, достаточная для реализации основной и дополнительных образовательных программ дошкольного образования: образовательное пространство, развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС). В здании ДОО расположены 4 групповых помещения, все имеют спальные комнаты, музыкальный и физкультурный зал, кабинеты узких специалистов и кабинет дополнительного образования, холл, 4 прогулочных участка, которые используются для ведения как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности в режимных моментах, дополнительное образование дошкольников. Воспитательно-образовательный процесс имеет информационно-техническое обеспечение: в детском саду есть компьютеры, принтеры, проектор, экран. Имеется выход в интернет, электронная почта, функционирует сайт ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО выполняет образователь­ную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие функции. Она направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творче­ских проявлений ребёнка, имеет характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Выпуск ПМПК 2019 в апреле 2019 года показал 100% результативность, еще раз подтверждает грамотную и сплоченную работу коллектива МБДОУ № 9.

Организованная в ДОУ предметно-развивающая среда

Инициирует познавательную и творческую активность детей; Предоставляет ребенку свободу выбора орм деятельности; Обеспечивает содержание детской деятельности; Безопасна и комфортна; Соответствует потребностям и возможностям, интересам детей; Обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром. Предметно-развивающая среда постоянно совершенствуется за счет приобретения нового игрового оборудования и мебели. Подбирается определённое оборудование: дидактические материалы, средства, соответствующие психолого-педагогическим особенностям возраста воспитанников. Предусматривается реализация принципа интегра­ции образовательных областей, развития детских видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобра­зительной, конструктивной, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной, двигательной. В 2017-2018 учебном году была заказана дополнительная мебель, компьютерное оборудование. Обновление и дальнейшее наполнение развивающей среды планируется продолжить в следующем учебном году. Музыкальный зал пополнился набором музыкальных инструментов для детского оркестра, карнавальными костюмами, был поведен капитальный ремонт потолка в музыкальном зале. В методическом кабинете имеется современная педагогическая литература и база данных методических материалов, презентаций, иллюстративного материала. Ежегодно оформляется подписка на современные педагогические печатные издания для педагогов. В ДОУ имеются условия для образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети, нуждающиеся в коррекции речи, имеют возможность заниматься индивидуально или по подгруппам с учителем-логопедом в логопедическом кабинете.

Успехи в административно-хозяйственной работе

(материально-техническая база)

Проведены ремонтные работы: мед. блока, санузлов в четырех группах, облицовка фасада здания и другие виды работ. Проведена работа по благоустройству МБДОУ: высажена рассада на клумбы, ведется благоустройство детских площадок, посеяны газоны, покраска бордюров. Доукомплектованы группы двухъярусными кроватями, приобретена мебель в группы, мебель для медицинского блока, оборудование для пищеблока (двухсекционная ванна, стеллаж для посуды). Приобретены облучатели для двух групп, массажный стол, обновлена мебель в холле, закуплена посуда для детей, пылесосы, ковровое покрытие для младшей группы, детские стульчики, мебель для персонала (шкафы для верхней одежды) 2018 года выполнен капитальный ремонт крыши детского сада.

Результаты деятельности

По итогам мониторинга развития детей и медико-педагогического контроля можно сказать, что по сравнению с прошлым учебным годом общая заболеваемость незначительно повысилась, причина карантины и вспышки ОРВИ в ноябре и марте. Анализ динамики заболеваемости по месяцам этого года с предыдущим позволил нам сделать следующие выводы: средний уровень заболеваемости остается еще на достаточно высоком уровне и требует дальнейшего снижения. Возможное решение проблемы: необходимо усиление направленной просветительской и профилактико-оздоровительной работы с семьями воспитанников. Методические мероприятия в ДОО проводились согласно годовому планированию работы МБДОУ. Педагоги МБДОУ участвовали в городских методических объединениях воспитателей, учителей-логопедов и дефектологов. Воспитанники МБДОУ принимали участие в городских мероприятиях и конкурсах.

Кадровый потенциал

Кадровый состав ДОО включает в себя всего -26 человек, из них: административный персонал – 2 человека, педагогический персонал –13 человек, обслуживающий персонал – 9 человек. Педагогический состав включает в себя 8 воспитателей, 1 старший воспитатель, 1 - музыкальный руководитель, 1 - учитель-логопед, 2 - учителя-дефектолога,1-педагог –психолог,1 - заведующий. Действующий педагогический коллектив (с учетом заведующего ) – достаточно высокообразованный: высшее педагогическое образование – 7 педагогов; среднее профессиональное педагогическое – остальные педагоги .Два педагога поступили в высшие учебные заведения. В коллективе достаточно много педагогов с большим опытом работы в детском саду С целью повышения своего профессионального уровня педагоги МБДОУ регулярно посещали городские методические объединения. Все педагоги вовремя проходят курсы повышения квалификации. Все педагоги вовремя подтверждают квалификационные категории.

Финансовые ресурсы ДОО и их использование

Рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств, грамотное ведение финансовой деятельности приводит учреждение к постоянному улучшению материально-технической базы и образовательной среды. Вся финансово-хозяйственная деятельность учреждения направлена на реализацию уставных целей. Финансовое обеспечение дошкольного учреждения строится на бюджетной и внебюджетной деятельности и регламентируется Законом РФ «Об образовании» ст.41 п.8 Финансирование МБДОУ № 9 осуществляется за счет бюджетных средств (муниципальное задание, целевые субсидии) и собственных средств (родительская оплата, оплата за дополнительные образовательные услуги, а также пожертвования на уставную деятельность). Финансовая политика 2018 учебного года была направлена на максимальное освоение бюджетных средств, экономный режим потребления электроэнергии, расхода горячей и холодной воды; рациональное использование денежных средств, освободившихся в результате экономии, и собственных средств учреждения.

Перспективы и планы развития

Перспективы и планы развития ДОУ изложены в Программе развития МБДОУ .Детский сад работает в режиме развития. Необходимо усовершенствовать вариативные формы сотрудничества с семьей по воспитанию детей дошкольного возраста (СДС). Запланировать повышение профессионального уровня педагогов в процессе аттестации и обучения на курсах повышения квалификации. Приобщать родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Развивать единую информационную среду детского сада и другие направления развития.

 

 

Публичный доклад руководителя МБДОУ № 9

«Детский сад компенсирующего вида»

за 2017 год

Данный публичный доклад – средство обеспечения информационной открытости и прозрачности работы.

  • Цель настоящего доклада – обеспечение информационной основы для организации диалога и согласования интересов всех участников образовательного процесса, информирование общественности, прежде всего родителей (законных представителей) об образовательной деятельности, основных результатах функционирования учреждения, проблемах и направлениях его развития. Настоящий доклад подготовлен на основе контрольно-аналитической деятельности ДОУ за 2017 учебный год.

Общие характеристики образовательной организации.

 Полное наименование МБДОУ: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 9 «Детский сад компенсирующего вида». Сокращенное наименование: МБДОУ № 9 «Детский сад компенсирующего вида». Организационно-правовая форма МБДОУ: муниципальное бюджетное образовательное учреждение.

Тип МБДОУ: дошкольное образовательное учреждение.  Лицензия на осуществление образовательной деятельности: №14121 от14.11.2013 г., срок действия – бессрочно. МБДОУ № 9 «Детский сад компенсирующего вида» является юридическим лицом, расположен по адресу: 650025, г. Кемерово, ул. Чкалова, д. 9.

  • функционирует  в круглогодичном цикле, в режиме пять дней в неделю. ДОО ведет основное и дополнительное образование. Количество кружков дополнительного образования зависит от социального заказа родителей.

В ДОУ в 2017 учебном году функционировали: 4 группы двенадцатичасового (полного) пребывания в режиме пять дней в неделю с 7:00 до 19:00, из которых все группы- для детей с нарушением зрения.

Управление ДОО осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом на принципах единоначалия и самоуправления. Управляющая система состоит из двух структур, деятельность которых регламентируется Уставом ДОУ и соответствующими положениями: непосредственное руководство – заведующий ДОУ самоуправление: общее собрание работников, совет трудового коллектива, педагогический совет (совет педагогов), родительский комитет.

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления ДОО установлены Уставом образовательной организации. Заведующий ДОУ: Кононенко Ольга Васильевна. С 2014 года ДОУ работает в соответствии с Программой развития МБДОУ № 9 на 2014-2018 годы. Основная цель программы: обеспечение доступности качественного дошкольного образования для детей, проживающих в городе Кемерово, коррекция зрительной патологии.

 Задачи программы развития: Обеспечение доступности дошкольного и дополнительного образования. Обновление содержания образования и педагогических технологий через введение ФГОС дошкольного образования. Образовательная организация имеет свой сайт, электронную почту (mdou-9-0@mail.ru),телефон :75-88-12.

Особенности образовательного процесса

         Наше учреждение реализует основную адаптированную образовательную программу Развитие» /под ред. Булычевой А.И. – М: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ», год издания 2016 и коррекционной программы Л. В. Плаксиной для детей с нарушением зрения.

         После вступления в силу закона РФ «Об образовании в РФ» и Приказа Минобрнауки №1155 образовательная программа приведена в соответствие с ФГОС ДО. Образовательный процесс построен на комплексно-тематическом планировании. Написаны авторские парциальные программы: «Сенсорное воспитание», «Мир глазами детей», «Корригирующая гимнастика» и другие.         Приоритетным направлением деятельности ДОО является охрана и укрепление здоровья детей, коррекция зрения. Данная цель достигается не только путем создания здоровьесберегающей среды сада, которая подразумевает психоэмоциональное благополучие ребенка и полное оснащение образовательного процесса, но и внедрением здоровьесберегающих технологий. К ним относятся как хорошо известные физкультминутки, динамические паузы и бодрящая гимнастика после сна, так и самомассаж, упражнения для глаз и дыхательной мускулатуры, психогимнастика и релаксация, упражнения для коррекции и профилактики плоскостопия, которые проводятся в групповых комнатах и на прогулке. Ребята занимаются физической культурой с большим удовольствием. Так же в ДОУ работает  учитель - логопед с  детьми  с  нарушением речи. Коррекционную работу с детьми проводят учителя - логопеды и учителя-дефектологи.  ДОУ в 2017 году сотрудничало с организациями  культуры, научно-методическим центром города, а так же с организациями, обеспечивающими здоровье и безопасность участников образовательного процесса (поликлиники, ОВД, ГИБДД, пожарная часть).

Взаимодействие с семьёй

Цель: педагогическое просвещение родителей и вовлечение их в образовательно-воспитательный процесс. Сотрудничество с родителями строится с учётом того, что социализация ребёнка осуществляется, прежде всего, в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений. Педагоги активно вовлекали в образовательный процесс родителей воспитанников, проводили совместные мероприятия, конкурсы, организовывали выставки, шло общение через сайт ДОУ. При взаимодействии с родителями мы стремимся к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка. Работа с родителями в течение учебного года планировалась и осуществлялась по следующим направлениям: Создание презентационного имиджа ДОУ. Обновление банка данных о семьях. Изучение нормативных документов. Мы можем сказать, что в нашем саду реализуются возможности участия в образовательном процессе всех его участников. МБДОУ осуществляет координацию в воспитании, обучении и оздоравливании детей с их родителями, которые участвуют и помогают в организации и проведении мероприятий, режимных моментов.

Условия осуществления образовательного процесса

 В ДОУ имеется материально-техническая база, достаточная для реализации основной и дополнительных образовательных программ дошкольного образования: образовательное пространство, развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС). В здании ДОО расположены 4 групповых помещения, все имеют спальные комнаты, музыкальный и физкультурный зал, кабинеты узких специалистов и кабинет дополнительного образования, холл, 4 прогулочных участка, которые используются для ведения как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности в режимных моментах, дополнительное образование дошкольников.

Воспитательно-образовательный процесс имеет информационно-техническое обеспечение: в детском саду есть компьютеры, принтеры, проектор, экран. Имеется выход в интернет, электронная почта, функционирует сайт ДОУ.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО выполняет образователь­ную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие функции. Она направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творче­ских проявлений ребёнка, имеет характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.

Организованная в ДОУ предметно-развивающая среда

 Инициирует познавательную и творческую активность детей; Предоставляет ребенку свободу выбора форм деятельности; Обеспечивает содержание детской деятельности; Безопасна и комфортна; Соответствует потребностям и возможностям, интересам детей; Обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром. Предметно-развивающая среда постоянно совершенствуется за счет приобретения нового игрового оборудования и мебели. Подбирается определённое оборудование: дидактические материалы, средства, соответствующие психолого-педагогическим особенностям возраста воспитанников. Предусматривается реализация принципа интегра­ции образовательных областей, развития детских видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобра­зительной, конструктивной, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной, двигательной.

В 2015-2017 учебном году была заказана дополнительная мебель, компьютерное оборудование. Обновление и дальнейшее наполнение развивающей среды планируется продолжить в следующем учебном году. Музыкальный зал пополнился набором музыкальных инструментов для детского оркестра, карнавальными костюмами. В методическом кабинете имеется современная педагогическая литература и база данных методических материалов, презентаций, иллюстративного материала. Ежегодно оформляется подписка на современные педагогические печатные издания для педагогов. В ДОУ имеются условия для образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети, нуждающиеся в коррекции речи, имеют возможность заниматься индивидуально или по подгруппам с учителем-логопедом в логопедическом кабинете.

Успехи в административно-хозяйственной работе

 (материально-техническая база)

 Проведены ремонтные работы: мед. блока, санузлов в четырех группах, облицовка фасада здания и другие виды работ. Проведена работа по благоустройству МБДОУ: высажена рассада на клумбы, ведется благоустройство детских площадок, посеяны газоны, покраска бордюров. Доукомплектованы группы двухъярусными кроватями, приобретена мебель в группы, мебель для медицинского блока,  оборудование для пищеблока (плита ). Летом 2018 года выполнен капитальный ремонт крыши детского сада.

Результаты деятельности

По итогам мониторинга развития детей и медико-педагогического контроля можно сказать, что по сравнению с прошлым учебным годом общая заболеваемость незначительно повысилась, причина карантины и вспышки ОРВИ в ноябре и марте.

Анализ динамики заболеваемости по месяцам этого года с предыдущим позволил нам сделать следующие выводы: средний уровень заболеваемости остается еще на достаточно высоком уровне и требует дальнейшего снижения. Возможное решение проблемы: необходимо усиление направленной просветительской и профилактико-оздоровительной работы с семьями воспитанников.

Методические мероприятия в ДОО проводились согласно годовому планированию работы МБДОУ.

Педагоги МБДОУ участвовали в городских методических объединениях воспитателей, учителей-логопедов и дефектологов. Воспитанники МБДОУ принимали участие в городских мероприятиях и конкурсах.

Кадровый потенциал

 Кадровый состав ДОО включает в себя всего -27 человек, из них: административный персонал – 2 человека, педагогический персонал –13 человек, обслуживающий персонал – 9 человек. Педагогический состав включает в себя 8 воспитателей, 1 старший воспитатель, 1- педагог дополнительного образования, 1 - музыкальный руководитель,  1 - учитель-логопед, 2 -  учителя-дефектолога,1-педагог –психолог, 1 - заведующий.  Действующий педагогический коллектив (с учетом заведующего ) – достаточно высокообразованный: высшее педагогическое образование – 6 педагогов; среднее профессиональное педагогическое – 9 педагогов. В коллективе достаточно много педагогов с большим опытом работы в детском саду С целью повышения своего профессионального уровня педагоги МБДОУ регулярно посещали городские методические объединения.

Все педагоги вовремя проходят  курсы повышения квалификации.  В этом году один педагог подтвердил первую квалификационную категорию и два педагога высшую квалификационную категорию.

Финансовые ресурсы ДОО и их использование

 Рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств, грамотное ведение финансовой деятельности приводит учреждение к постоянному улучшению материально-технической базы и образовательной среды. Вся финансово-хозяйственная деятельность учреждения направлена на реализацию уставных целей. Финансовое обеспечение дошкольного учреждения строится на бюджетной и внебюджетной деятельности и регламентируется Законом РФ «Об образовании» ст.41 п.8 Финансирование МБДОУ № 9 осуществляется за счет бюджетных средств (муниципальное задание, целевые субсидии) и собственных средств (родительская оплата, оплата за дополнительные образовательные услуги, а также пожертвования на уставную деятельность). Финансовая политика 2017 учебного года была направлена на максимальное освоение бюджетных средств, экономный режим потребления электроэнергии, расхода горячей и холодной воды; рациональное использование денежных средств, освободившихся в результате экономии, и собственных средств учреждения.

Перспективы и планы развития

 Перспективы и планы развития ДОУ изложены в Программе развития МБДОУ .Детский сад работает в режиме развития. Необходимо усовершенствовать вариативные формы сотрудничества с семьей по воспитанию детей дошкольного возраста (СДС). Запланировать повышение профессионально

Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Информационные ресурсы

Министерство образования и науки РФ
Департамент образования и науки КО
Управление образования АК
Портал Госуслуги
Новостной образовательный реестр
Уполномоченный по правам ребенка в КО
Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция ЦОР
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Социальная сеть работников образования

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МБДОУ № 9-0 г. Кемерово © 2019
Конструктор сайтов - uCoz